Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php:12) in /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php on line 13

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php:12) in /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php on line 13
Ребенок воспитывается дома
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
«ДОМ РАДОСТИ»
НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ КРЫЛОВОЙ
РАСПИСАНИЕ АВТОРСКИХ КУРСОВ В 2017 ГОДУ


МОСКВА  
Май  22 -24 (мл.гр.)
25-27 (ср.гр).

Отюцкая Наталья Саввовна
8 (916) 168 – 64 - 36            
otyutskaya.n@mail.ru

РОСТОВ-НА-ДОНУ
(ИПК и ПРО, фак-т дошк. образ. и нач. шк.)
Июнь: 1–3 "Стратегия внедрения содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО" (млад. и сред.)  
Сундукова Алла Константиновна,
Баландина Людмила Александровна
8 (863) 255-71-39 (раб.);    

ipkbalandina@rambler.ru                   
 
ТАГАНРОГ         
Июнь 4-7   "Стратегия внедрения содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО" (старшая и подг. гр.)  
Лукьяненко Вера Николаевна
8 (86344) 64-83-50 (раб.);
8 (908) 510-10-75

lukjanenkovn@rambler.ru 
    
Все города...




НОВОСТИ:

Товарный знак
08.12.2016

Получено свидетельство на Товарный знак "Дом Радости"

Подробнее


Приглашение на курсы
06.12.2016

ПРИГЛАШАЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ГБДОУ на курсы повышения квалификации в Санкт-Петербург
«СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» на примере Программы «Детский сад – Дом радости»

Подробнее


Строительные наборы
26.04.2016

Уважаемые коллеги, обратите внимание на новую фабрику, выпускающую настольный набор М.П. Агаповой для конструирования. 
Сайт фабрики:   www.фабрикаигрушки.рф

Подробнее


Издана новая книга к Программе
28.01.2016

Уважаемые коллеги! Сообщаем Вам, что можно выкупить новое издание «Мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности на основе программы «Детский сад — Дом радости»

Подробнее


Новые издания Технологии "Дом радости"
28.08.2015

Уважаемые коллеги,
поздравляем вас с наступающим новым учебным годом
и сообщаем вам о новых изданиях Технологии «Дом радости»:
Младшая группа:
Октябрь – 2 тома с маршрутными листами
Ноябрь – 2 тома с маршрутными листами.
Старшая группа:
1 том – маршрутные листы на учебный год.
Новый учебный видеофильм «Познаём математику играя».

Подробнее


Наборы строительного материала
15.05.2015

Уважаемые коллеги, для решения задач Программы "Детский сад - Дом радости" очень важно использовать набор строительного материала М.П. Агаповой, который делается на двух фабриках г. Барнаула. Материал тоже очень хорошего качества. При Заказе 25-30 коробок, одну коробку фабрика дарит для воспитателя как мой подарок. Заявка от детского сада, работающего по моей Программе снижает цену на 30% (если заказ 25-30 коробок). У каждого ребёнка должна быть своя коробка, в которую вложены доски.
Автор Программы "Детский сад - Дом радости",  к.п.н., доцент, преподаватель Пермского ГГП университета.
userfiles/file/Stroitel_1.pdf

Подробнее


Всероссийская научно-практическая конференция
03.02.2015

Уважаемые коллеги, приглашаю вас принять участие в заочной конференции, посвященной внедрению моей Программы "Детский сад - Дом радости".


Подробнее


КУПИТЬ КНИГИ по Программе
27.01.2015

С сайта tc-sfera.ru можно купить следующие  книги по Программе:

Подробнее


Документ о Грифе
15.01.2015

Присвоение Грифа. Аннотация к Программе

Подробнее


Настольный набор для конструирования
17.12.2014

Уважаемые коллеги, обратите внимание на новую фабрику, выпускающую настольный набор М.П. Агаповой для конструирования.  

Подробнее


НОВЫЕ КНИГИ
08.12.2014

Вышли из печати новые ДВА ТОМА - ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ - ФЕВРАЛЬ. Это вновь изданные книги с Маршрутными листами

Подробнее


ФГОС
02.09.2014

Участвуйте в обсуждении нового варианта  Программы на соответствие ФГОС.

Подробнее


Соответствие Программы "Детский сад - Дом радости" ФГОС ДО
04.02.2014

Прочтите статью "Анализ соответствия Программы "Детский сад - Дом радости" Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования"

Подробнее


Новые книги -технологии с маршрутными листами
04.11.2013

Уважаемые коллеги!
Ждём
СРОЧНО заявки на приобретение книг-технологий с Маршрутными листами для Младшей группы - 2 тома "Декабрь". Заявки присылайте на электронный адрес Натальи Михайловны dom-radosty@mail.ru
Если заявка по безналичному расчету - сразу же присылайте реквизиты. Если деньги почтой - то на почтовый ящик 190005 С.Петербург, а/я 100.

Подробнее


ПОЗДРАВЛЕНИЕ
27.09.2013

Уважаемые коллеги! Поздравляем Вас с Нашим профессиональным Праздником 27 Сентября! Желаем ВАМ успешного учебного года, а значит, устойчивого здоровья и радости как на работе, так и в семье!

Подробнее


Издан новый вариант Программы
07.09.2013

Издательство «Сфера» издала в мае 2013 года новый вариант Программы «Детский сад – Дом радости», Методические комментарии, Мониторинг.
Выпущены 3 новых видеофильма.

Подробнее


Стандарт образования
16.06.2013

Уважаемые коллеги, срочно начните изучать стандарт образования.
Читайте НОВОСТИ на сайте 

Подробнее


Изданы новые книги
14.06.2013

Уважаемые коллеги!

СРОЧНО приобретайте в издательстве "СФЕРА"  новый вариант моей ПРОГРАММЫ, переработанный в соответствии с  ФГТ.

Подробнее


НОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
17.12.2012

В сентябре 2012 года выпущен новый фильм "Бригадир звучит гордо" (о воспитании лидера).

В декабре 2012 года сделаны новые учебные фильмы:
- "Менеджер воспитывается с 3-х лет" (Обучение малышей планированию и самоорганизации своей деятельности).
- "Мы любим и умеем играть" (опыт детских садов Ижевска по овладению воспитателями мастерством становления и развития у детей игры как деятельности и формы самовоспитания и саморазвития).
Заявки на эти фильмы присылайте на электронную почту: dom-radosty@mail.ru

Издательство "Сфера" готовит к массовому изданию в 2013 году:
1) новый вариант Программы Н.М. Крыловой "Детский сад - Дом радости", скорректированный не по содержанию, а по структуре в соответствии с ФГТ.
2) Методические указания к Программе.
3) Мониторинг (в соавторстве с Л.В. Тимошенко).

Подробнее


ИНФОРМАЦИЯ
17.12.2012

Н.М. Крылова приняла участие во Всероссийском Форуме руководителей образовательных учреждений, который проходил  26-27 ноября в Москве. Выступила с докладом "Трудовая деятельность дошкольника - игра?!"

Н.М. Крылова приняла участие во 2 Международной научно-практической конференции  "Воспитание и обучение детей младшего возраста". Выступила с докладом "Основные направления повышения качества трудового воспитания дошкольников".

Н.М. Крылова приняла участие с 6-7 декабря 2012 года в Москве в Общественной палате РФ в ежегодной Международной научно-практической конференции  "Воспитание и обучение детей младшего возраста". Выступила с докладом "Основные направления повышения качества трудового воспитания дошкольников".

Подробнее


Все новости...

Ребенок воспитывается дома

Автор: Н.М. Крылова, Пермский университет
2009 год
 
ВАШ РЕБЁНОК ВОСПИТЫВАЕТСЯ ДОМА?!
(для родителей ребёнка 5-го года жизни)
 
 Уважаемые родители!
Подготовить ребёнка к школе  –  это значит   ПОМОЧЬ ЕМУ ПОЛНОЦЕННО ПРОЖИТЬ КАЖДЫЙ ГОД ИЗ ДОШКОЛЬНЫХ ЛЕТ ЕГО ЖИЗНИ.
Уже в три года малыш – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
К пяти годам он становится ЛИЧНОСТЬЮ.
Он живёт в семье. Семья для него должна стать "Домом радости".
 "Дом радости" - это дом, в котором своего ребёнка понимают, принимают его самобытность, уважают и любят таким, какой он есть, т.е. со всеми его недостатками и достоинствами.
"Дом радости" – дом, в котором Ваш ребёнок живёт каждый день своей жизни максимально активно. Помните, у него нет второй жизни. Этужизнь надо прожить ему так вместе с Вами, чтобы максимально себя реализовать, удовлетворить потребности не только органические (дышать, питаться, расти, двигаться и др.), но и человеческие (играть, общаться и познавать). Главная потребность ребёнка как Человека – это потребность в самореализации, защите и развитии себя как индивидуальности. Тогда он будет радостным, т.е. довольным своею жизнью. Поэтому "Дом", дарующий ребёнку и его родителям (наставникам) радость (удовольствие), приумножает силы и способствует развитию каждого его жителя (не только малыша, но и его родителей) как неповторимых индивидуальностей.
Помните: здоровье — одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка. И в то же время оно является результатом процесса нормального развития. Поэтому забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития каждого малыша четвёртого года жизни как неповторимой индивидуальности – первое, на что должно быть направлено внимание родителей в семье - "доме радости".
Здоровье ребёнка пятого года жизни в условиях свободного двигательного режима, оптималь­но здорового образа жизни становится более крепким. Организм легче, чем в младшем возрасте, справляется с неблагоприятными погодными условиями, т.к. его функционирование становится более совершенным. В развитии основных движений ребёнка происходят заметные качественные изменения, возрастает естественность и легкость их выполнения. Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью благодаря, во-первых, более совершенным функциональным воз­можностям организма, а, во-вторых, воспитанию - правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка.
Стремитесь к тому, чтобы он чувствовал себя в своём доме эмоционально защищённым. Его позитивное мировосприятие складывается под влиянием эмоционально положительного климата между вами, уважаемые родители.
Помните: данный год жизни – период интенсивного роста и развития организма Вашего ребёнка, это - возраст огромных воз­можностей, утрата которых в последующие годы либо невозвра­тима, либо потребует от него колоссальных дополнительных усилий.
В течение года масса его тела увеличивается на 1,5-2 кг. и составляет 19,0 кг, соответственно рост - на 6-7 см. и достигает 110 см, окружность грудной клетки 54 см.
Интенсивно развивается головной мозг: совершенствуются функции коры больших полушарий, появляется новая функция мозга - способность целенаправленно обобщать (выделять зако­номерности), на основе которой ребёнок способен предвидеть последствия своих поступков, что характеризует его поведение как личностное.
Имейте в виду, что питание – важнейший фактор, влияющий на правильный рост, развитие и выносливость организма ребёнка, их устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность. Его организм чувствительнее к неправильному питанию, чем у взрослого человека. Он продолжает учиться пользоваться во время еды салфеткой и всеми столовыми приборами.
 
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
Примерный режим дня в домашнем "доме радости"

Подъём после сна, умывание, первый завтрак                        08.00— 09.00
Игры с игрушками (складывание картинок или игрушек, катание
                                             машинок и т.д.)                                          09.00 — 10.00
Зарядка-игра под музыку                                                                  10.00 — 10.05 
Мотивация деятельности на занятии                                            10.05 — 10.15
Умывание                                                                                                10.15— 10.20
Опробование продуктов (фруктов, овощей)                                  10.20 — 10.30
Второй Завтрак.                                                                                     10.30 — 10.40
Занятие и уборка пособий                                                                  10.40 — 11.00
Подготовка к прогулке.                                                                        11.00 — 11.15
Прогулка.                                                                                                  11.15 — 13.15
Возвращение с прогулки                                                                     13.15 — 13.20
Умывание                                                                                                  13.20 — 13.25
Речевые игры перед обедом                                                             13.25 — 13.30
Обед.                                                                                                           13.30 — 13.45
Игры с моторными игрушками                                                            13.45 — 13.55
Подготовка ко сну.                                                                                  13.55 — 14.00
Сон.                                                                                                              14.00 — 15.30
Подъём ребёнка, воздушные процедуры,
игры и дидактические упражнения                                                  15.30 — 15.45
Музыкальная разминка.                                                                       15.45 — 15.50
Мотивация занятия                                                                                 15.50 — 15.55
Умывание, питье напитка                                                                      15.55 — 16.00
Занятие                                                                                                       16.00 — 16.15
Минутка шалости (танцы под музыку магнитофона)                   16.15 — 16.20
Умывание                                                                                                   16.20 — 16.25
Полдник (сытный)                                                                                   16.25 — 16.40
Рассматривание иллюстраций и картинок                                      16.40 — 16.50
Подготовка к прогулке                                                                            16.50 — 17.00
Прогулка                                                                                                      17.00 — 19.00
Возвращение с прогулки. Умывание.                                                 19.00 — 19.15
Ужин (лёгкий)                                                                                              19.15 — 19.30
Игры с игрушками                                                                                      19.30 – 20.30
Подготовка ко сну.                                                                                    20.30 – 21.30
Вечерний сон                                                                                              21.30……….

Как обучать ребёнка в течение дня и недели?!
В течение дня с ним проводятся занятия два раза в день: утром и вечером            по  15 - 20 минут.
Понедельник - утром расскажите сказку или прочитайте книжку;
                            - вечером поучите ребёнка строить из деревянного строителя;
Вторник            - утром поучите лепить из глины (пластилина);
                            -  вечером поучите играть в настольную игру(собирать из частей картину, лото, домино)
Среда                -  утром позанимайтесь математикой;
                            -  вечером поучите наклеивать предмет (вырезанный Вами - аппликация);
Четверг             -  утром поучите пересказывать сказки и рассказы, отгадывать загадки;
                            -  вечером поддержите игры с куклой, машиной, животными;
Пятница            - утром поучите рисовать красками или карандашами;
                            - вечером поучитеслушать книгу и рассматривать картинки, иллюстрации книг.
 Помните, что перед Вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём.
Девочка, по ряду показателей опережает развитие мальчи­ка, её поведение внешне более яркое и создаётся впечатление, что она очень активна.
Мальчик же в индивидуальном общении все­гда убеждает взрослого в нестандартном, неторопливом, но более точном объяснении взаимосвязей в мире. Он в любом виде деятельности, предлагаемом взрослым, прежде всего, задаёт себе вопрос: «Зачем мне про это нужно знать?». Вот почему уровень развития мальчика - показатель педагогического мастер­ства педагога-мамы. Мальчику очень нужна позиция «учителя» по отношению к со­беседнику. Взрослый воспринимается им как носитель зна­ний, поэтому роль неумелого, незнающего собеседника - участ­ника деятельности передайте игрушке (мишке, кукле), за которую будете говорить Вы. Если сын активно, азартно спорит, рас­суждает с игрушкой, значит, Вы успешно позанимались с ним.
Помните, что ребёнок, овладевая продуктивными видами деятельности (конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием) — одновременно учится умению планировать последовательность выполнения её. Однако этому он может научиться только, если Вы его научите выполнять каждый из компонентов деятельности. В обучении его любому виду деятельности Вам поможет использование пальцев на руке, сжатых в кулак: разгибаете свой мизинчик и спрашиваете у малыша: «Что мы хотим с тобой сделать?», потом разгибаете безымянный палец: «Из чего будем делать?» и т.д.

Необходимо обучать ребёнка выполнению каждого вида деятельности как систему взаимосвязанных компонентов на основе модели, формулируемой взрослым постановкой вопросов:
1. Что хочешь сделать (замысел)?
2. Из чего или на чем (предмет или материал)?
3. Чем будешь делать (орудия или инструменты)? 
4. В каком порядке… что сначала, что потом (система поступков, преобразующих материал)?
5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал (осуществить анализ продукта, соответствие его замыслу (рефлексия) и адекватно оценить его (сформулировать самооценку)?
Перед выполнением компонентов деятельности необходимо, чтобы ребёнок сформулировал в речи последовательность своих действий, а затем он должен сам решить, закончено выполнение действия или нет (малыш ждал оценки от Вас). Но поскольку техника выполнения каждой де­ятельности им ещё не освоена, поэтому нередко у него не хватит терпе­ния домыть руки до чистоты, одеться самостоятельно до конца. А если к тому же ребёнок будет иметь завышенную самооценку, то у него мо­жет появиться небрежность выполнения, стремление «скорее, ско­рее сделать». Следовательно, Вам необходимо «погасить» это нетерпение, переключив своё и его внимание на поддержку в нём волевого усилия, желания терпеливо у Вас учиться.
По тому, как ребёнок исполняет деятельность, можно определить, какого уровня он достиг.
 I уровень — проявляет интерес, наблюдает, просит повторить показ деятельности взрослым;
 II уровень — выполняет деятельность с Вашей помощью;
III уровень — выполняет самостоятельно: а) по своей инициативе берётся за выполнение деятельности; б) выполняет без помощи взрослого, который наблюдает, не вмешивается; в) даёт полученному результату адекватную самооценку.
IV уровень — выполняет деятельность творчески: использует, интерпретирует свой опыт осуществления её в других видах деятельности (в игре, в труде, в речевой, конструктивной и художественной деятельности) с целью создания нового, оригинального, ранеене существовавшего для самого ребёнка продукта (предмета, измененного качества, выразительного образа). В разных видах деятельности дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребёнок может быстро отвлекаться, оставлять одно дело ради другого.
Имейте в виду, что главная направленность воспитания в этом году - поддерживать опыт самоорганизации и качественного самостоятельного выполнения разных видов деятельности, освоенных ранее.  Внешне, ка­залось бы, всё будет похоже на работу с малышом, однако это не так. Новизна, «шаг вперёд» будет заключаться в том, что изменятся темп и требования к качеству выполнения каждого компонента деятельности.
Поскольку у него формируется умение формулиро­вать замысел предстоящей продуктивной деятельности, опреде­лять содержание каждого последующего компонента, это оказывает существенное влияние на развго вни­мания, памяти. У  ребёнка пятого года жизни сохраняет свои огромные возмож­ности непроизвольная память. Благодаря памяти ребёнок легко запоминает огромный информационный поток так называемых «неясных» знаний, которые очень важны для по­следующна клумбе, из которых могут вырасти цветы, а могут и не вырасти, если за ними не ухаживать". Поэтому значение инди­видуального опыта, который приобретает ребёнок в этот период самостоятельно или под руководством взрослого через разнооб­разные каналы познания огромно. На этой основе ему открывается чувство юмора, становится понятной ирония.
Появляющаяся произвольность существенно изменяет пове­дение ребёнка пятого года жизни. Он теперь в состоянии специ­ально запоминать правила и в нужный момент припоминать их, изменять в соответствии с ними своё поведение. Он способен вни­мательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открывать в них что-то новое. Более того, нацеленность ребёнка на достижение результата становится основой для овладения адекватной самооценкой созданного им продукта (постройки, сложенного из бумаги ко­шелька, сервированного стола и т. п.). Эта направленность обога­щает развитие самосознания ребёнка.
Самосознание - «мотор» развития человека как индивидуальности. Именно неудовлетворенность ре­зультатом в освоенной деятельности будет стимулировать ребён­ка на неоднократное повторение ее с целью достигнуть нужного качества. А эти упражнения и станут формой обогащения разви­тия воли, учебной и познавательной деятельности (от любопыт­ства к любознательности, от нее к собственно познавательной деятельности - наблюдению, эксперименту, опыту, постановке вопроса взрослому или себе, рассматриванию книги и т. д.), пре­вращающейся в самообразование воспитанника.
Развитое самосознание оказывает, в свою очередь, влияние на предметное сознание. Важно создать основу для овладения ребён­ком самооценкой полученных им результатов в любой самостоятельно выполнен­ной деятельности. Ондолжен заметить, почувствовать, что Вам инте­ресно видеть его таким умелым. Ему важно ощутить, что если будет самостоятельным, то его за это будут уважать, потому что он делает хорошо, он боль­шой. И более того он сможет понять, что завоевать подобную оценку уме­лости очень престижно для его положения в семье, для его само­любия. А ребёнок всегда хочет быть хорошим (впрочем, как и мы, взрослые). Однако влияние подкорковых центров на поведение ребёнка остается значитель­ным: если своевременно не переключить внимание, то смех или плач могут завершиться истерикой.
Необходимо также совершен­ствовать формы вежливого обращения его к взрослым и сверст­никам, поощрять желание и попытки вести себя сдержанно. Важно воспитывать у него чуткое отношение к окружа­ющим, чувство благодарности к людям, которые о нём заботятся.
Формируйте у него умение участвовать в выполнении разных видах домашней трудовой деятель­ности, откройте сыну (дочке) понимание значения его труда в семье как возможности проявить любовь и заботу о других. Помогите  овладеть представлениями о доброте, дружбе, справедливости, смелости, а также умением правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Важно помнить, что к пяти годам у ребёнка появляется определённое представ­ление о своём организме, о половых признаках, он становится более внимательным к своему физическо­му "Я". Ему интересны не только особенности строения челове­ческого организма (частей тела, внутренних органов), но и общие принципы их функционирования. Вначале осознание принад­лежности к полу тесно связано с внешним видом (одежда, приче­ска) человека, с его именем. Он активно усваивает половые стереотипы, а с ними - и поведение, соответ­ствующее половой принадлежности, хотя понимание постоянства половой принадлежности пока отсутствует. И все же достижения здесь довольно значитель­ны. Он уже не только различает половую принадлежность окружающих его людей, но и хорошо знает, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Он может более точно опре­делять свои ощущения, место их локализации.
Его восприятие становится более расчлененным: формируется умение осматривать и изучать предметы, последовательно выде­лять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. На основе знакомства с образцами (эталонами) внешних свойств вещей дети правильно оценивают цвет, форму, величину, пространственные отношения предметов, ритм музыкальных зву­ков и т. д. Совершенствуются и обследовательские действия при восприятии предметов. Это создает хорошую базу для овладения описательным рассказом о предмете, а также для отгадывания и при­думывания загадок. У детей закладываются основы для развития творческого (вос­создающего) воображения. Возрастают также способности ребён­ка к восприятию художественных произведений. Он уже может отличить поэзию от прозы, различить контрастные по настроению музыкальные произведения, дифференцировать звуки по высоте, тембру музыкальных инструментов.
В тесной связи с нравственными чувствами у него развиваются эстетические чувства и отношения, повышается способность откликаться на образное содержание песни, картины, иллюстрации, сказки и рассказа, стихотворения, ярко проявляется сочувствие к положительному персонажу худо­жественного произведения. Среди значимых видов деятельности, которыми овладевает ребёнок пятого года жизни, и художествен­ная деятельность. Его высокая эмоциональность, чувствитель­ность, реактивность, преимущественно образное мышление способствуют успешному развитию изобразительной, музыкаль­ной, художественно-речевой и других видов самодеятельности ребенка. Он улавливает наиболее яркие выразительные средства, звуковысотный и ритмический рисунок мелодии, тембр разных музыкальных инструментов, силу звучания музыки, ритм стиха; узнает и запоминает песни, пьесы, стихи, прозу; может интонационно чисто петь, ритмично двигаться, передает обра­зы в рисунках, лепке, аппликации.
Запомните, что именно в этот год жизни человека формируется функция мозга обобщать, т.е. выделять закономерности в познаваемых предметах и явлениях. Ребёнок начинает выделять общие признаки предметов, группировать предметы по внешним свой­ствам, материалу и назначению, понимать простейшие причин­ные связи между явлениями. В условиях целенаправлен­ного обучения у него может развиться ведущая интеллектуальная способность человека - различать обозначаемое и обозначение, на основе которой ему становятся доступными научные знания, сложные формы обобщений (эмпирическое, анализ через  синтез. Эти новообразования создают условия для освоения новых методов познания: моделирования (например, при овладении грамотой) и проектирования пространства (в процессе конструирования).
Благодаря модели­рованию и проектированию, опирающихся на развитие обобща­ющей функции мозга, ребёнок открывает новый вид знаний - закономерности и понятия (предметные), т. е. научные знания. Овладев данными видами знаний, человек любого возраста оказывается способным к предвидению последствий сво­их поступков. Предвидение позволяет каждому совершать выбор поступка. Человека, который умеет совершать сознательный выбор в тех видах деятельности, кото­рые были им освоены на уровне самостоя­тельности, называют личностью. А ребёнок пятого года жизни способен стать личностью. Потому-то Лев Толстой и говорил, что ребёнка надо воспитывать до пяти лет. А потом уже его надо будет перевоспитывать. Вот почему пятый год жизни человека - период активного формирования личностных новообразований в его самосознании. Они проявляются в новых представлениях ребенка о себе, своей личности, в самооценке, в попытках самоутвердиться ("Я сам").
Контакт со взрослым, образованный входе непринужденного общения с ним, рождает в ребёнке веру в себя. А там, где он любит себя, верит себе, там результат успешный!
У ребёнка появляются новые мотивы взаимодействия с людьми. К взрослым его влекут не только потребность в ласке, вни­мании, желание сотрудничества, но и познавательные мотивы, и потребность в сопереживании. Эти мотивы ребенок удовлетво­ряет в новых видах общения. Он может разговаривать о «деле» не только со взрослыми, но и со сверстниками. Его вопросы и отве­ты свидетельствуют о внимании к умениям и поступкам друзей, и более всего - о его желании заинтересовать других. Появление новых мотивов деятельности, поведения вообще характерно для его личности, которая пребывает в стадии становления. На пятом году жизни его поведение все чаще определяется желанием быть похожим на взрослых, игровыми мотивами, стремлением само­утвердиться и т. д. - поэтому значимые изменения происходят в его деятельности.
Обратите внимание, что ребёнка данного возраста привычно называют "почемучками", хотя на мно­гие вопросы он пытается ответить сам, прибегая, к своего рода, опы­там, экспериментам, направленным на выяснение неизвестного, т.е. формируется принципиаль­но важный вид человеческого поведения - практико-познавательная деятельность. У него происходит становление познавательной деятельности как целенаправленной самодеятельности (наблюдение, опыт, рас­сматривание картины, иллюстраций книги и т. д.).  
Активно развивается в этот период и его опытно-экспериментальная деятель­ность. Самостоятельно занимаясь исследованиями, экспериментируя с новыми объектами, ребёнок получает новую для себя информацию, которую далеко не всегда он может получить от взрослого. Приобретённые таким путем знания стимулируют его к их пополнению. То, что в жизни ребён­ка активизировалось экспериментирование, способствует возра­станию познавательных потребностей, переходу на новую ступень их развития: от потребности во впечатлениях на основе рефлекса что такое? к потребности в познании связей между внешними и внутренними особенностями предметов и далее к потребности в познании, которое удовлетворяется с помощью целенаправлен­ной познавательной деятельности. Это развитие проявляется и в переходе от любопытства к любознательности, от нее к собствен­но познавательной деятельности и далее к высшей форме позна­ния - духовному самопознанию.
Не сравнивайте своего сына (дочку) с другими, хвалите его за успехи и достижения. Имейте в виду, что отец (мать), который ругают ребёнка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. Прежде, чем ругать его, попытайтесь понять природу его трудностей. Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в Ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Никогда не забывайте – ребёнок уже способен сознательно со­отнести своё поведение с поведением сверстников, оценить их и свои возможности, главным образом в области практических дей­ствий. Под влиянием воспи­тания у него начинают складываться наряду с ситуативными эмоциями чувства, выражающие более устойчи­вое отношение к людям и явлениям, появляется внимание к нуж­дам других, дружелюбное отношение к сверстникам и стремление быть полезным для окружающих. 
К четырём годам ребёнком на­коплен опыт, на основе которого он может пережи­вать удовольствие и удовлетворение в момент проявления любви, уважения, заботы не только к себе, но и к другим и о других. Пер­вым, кто испытывает на себе яркие формы проявления ребёнком гуманного отношения, станет мама (няня), а опыт поведения будет перенесён на других членов семьи. В процессе деятельности и общения с окружающими он спосо­бен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы, может по своей инициативе помочь сверстнику, согла­совать с ним действия, направленные на достижение общей цели.
Он живёт преимущественно в мире чувств и эмоций, но, к сожалению, не только положительные эмоции владеют им. Не может не вызывать у Вас озабоченности такие эмоциональ­ные проявления ребёнка как конфликтность, депрессия, тревога, чувство неполноценности, агрессивность, проявления ябедничества. Нарушения ребёнком дисциплины в доме - это последствие ошибки взрослого в организации детской деятельности. Безделье, отставание в овладении той или иной деятельно­стью ведёт к ссорам между детьми, разрушению порядка и т. д. Но возникновение их можно преду­предить, если целенаправленно организовывать деятельность младшего члена семьи с его друзьями, с учётом специфики не только темперамента, но и пола. Вообще же до-             ш­кольнику этого возраста свойственны позитивные эмоции, вы­сокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых. Индивидуальность подхода и будет заключаться в том, чтобы видеть в каждом неповторимую индивидуальность и ста­вить перед ним задачу, соответствующую его возможностям к  «завтрашним достижениям». Он должен чувствовать, что в его успех верят, и считать, что требования к нему справедливы.
Имейте в виду, что ребёнок пятого года жизни овладевает связной речью, всеми её ви­дами (по­вествование, описание, доказательство, объяснение). Он может пересказывать небольшие литературные произведения обычным способом и творчески (от лица героя), с удоволь­ствием сочиняет загадки, сказки и рассказы об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. У него развиваются словарь, грамматическая и фонетическая сторона речи, а к пяти годам он различает все звуки родного языка, овладевает их произношением, учится управлять силой, ритмом, тембром голоса.
Обратите внимание на игру своего ребёнка, которая увлекает  его и приносит ему радость, как никакая другая деятельность, так как позволяет пережить чувство сво­боды, состояние эмоционального комфорта. Игра наряду с экс­периментированием занимает в этом возрасте ведущее место в саморазвитии ребёнка, обусловливает значительные изменения во всей его психике. В течение дня важно, чтобы он был вовлечён в разные виды игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктив­ные, театральные, дидактические  (настольно-печатные, словес­ные),  подвижные, музыкальные, игры-забавы.
Помните, что  в этот год важно, чтобы Ваш ребёнок открыл свою принадлеж­ность к гражданам России, прикоснулся к понятию "земляк", узнав, что его, как и родителей, и тоже называют «пермяком». У него сложатся первые представления краеведческого содержания: о других городах Рос­сии, об отличительных признаках любого населенного пункта (главная река, проспект, площадь, здание театра, вокзала, памятники и т.д).
Расширяется и углубляется его экологическая образованность. Объём материала для бесед о живом и неживом, о животных и ра­стениях не превышает того, что было рекомендовано в младшей группе, но требования к качеству усвоения принципиально иные.
Не забывайте, уважаемые родители, создаваемые в этот год уникальные условия для реализации в Вашем ребёнке заложенных природой возможностей, больше не повторятся и потому его индивидуальность может оказаться в чём-то узкой, несовершенной. Учитывая современные научные данные о значении дошкольного детства, основное значение имеет поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для ребёнка пятого года жизни, так как доказано: то, что будет «недобрано» в этот период, наверстать в дальнейшем трудно или вовсе невозможно. Поэтому задачи воспитания ребёнка пятого года жизни как непов­торимой индивидуальности фокусируются в главном - в содействии его самовоспита­нию и саморазвитию в каждом виде деятельности, в каждый мо­мент его жизнедеятельности. Однако показатели успешности ребёнка во многом предопределяются воспитанием и обучением, осуществляемыми Вами дома.

 
Дом Радости, 1985 - 2017
Дизайн и программирование UGmedia.biz