Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php:12) in /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php on line 13

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php:12) in /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php on line 13
Развитие ноосферного сознания
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
«ДОМ РАДОСТИ»
НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ КРЫЛОВОЙ
РАСПИСАНИЕ АВТОРСКИХ КУРСОВ В 2017 ГОДУ


МОСКВА  
Май  22 -24 (мл.гр.)
25-27 (ср.гр).

Отюцкая Наталья Саввовна
8 (916) 168 – 64 - 36            
otyutskaya.n@mail.ru

РОСТОВ-НА-ДОНУ
(ИПК и ПРО, фак-т дошк. образ. и нач. шк.)
Июнь: 1–3 "Стратегия внедрения содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО" (млад. и сред.)  
Сундукова Алла Константиновна,
Баландина Людмила Александровна
8 (863) 255-71-39 (раб.);    

ipkbalandina@rambler.ru                   
 
ТАГАНРОГ         
Июнь 4-7   "Стратегия внедрения содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО" (старшая и подг. гр.)  
Лукьяненко Вера Николаевна
8 (86344) 64-83-50 (раб.);
8 (908) 510-10-75

lukjanenkovn@rambler.ru 
    
Все города...




НОВОСТИ:

Товарный знак
08.12.2016

Получено свидетельство на Товарный знак "Дом Радости"

Подробнее


Приглашение на курсы
06.12.2016

ПРИГЛАШАЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ГБДОУ на курсы повышения квалификации в Санкт-Петербург
«СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» на примере Программы «Детский сад – Дом радости»

Подробнее


Строительные наборы
26.04.2016

Уважаемые коллеги, обратите внимание на новую фабрику, выпускающую настольный набор М.П. Агаповой для конструирования. 
Сайт фабрики:   www.фабрикаигрушки.рф

Подробнее


Издана новая книга к Программе
28.01.2016

Уважаемые коллеги! Сообщаем Вам, что можно выкупить новое издание «Мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности на основе программы «Детский сад — Дом радости»

Подробнее


Новые издания Технологии "Дом радости"
28.08.2015

Уважаемые коллеги,
поздравляем вас с наступающим новым учебным годом
и сообщаем вам о новых изданиях Технологии «Дом радости»:
Младшая группа:
Октябрь – 2 тома с маршрутными листами
Ноябрь – 2 тома с маршрутными листами.
Старшая группа:
1 том – маршрутные листы на учебный год.
Новый учебный видеофильм «Познаём математику играя».

Подробнее


Наборы строительного материала
15.05.2015

Уважаемые коллеги, для решения задач Программы "Детский сад - Дом радости" очень важно использовать набор строительного материала М.П. Агаповой, который делается на двух фабриках г. Барнаула. Материал тоже очень хорошего качества. При Заказе 25-30 коробок, одну коробку фабрика дарит для воспитателя как мой подарок. Заявка от детского сада, работающего по моей Программе снижает цену на 30% (если заказ 25-30 коробок). У каждого ребёнка должна быть своя коробка, в которую вложены доски.
Автор Программы "Детский сад - Дом радости",  к.п.н., доцент, преподаватель Пермского ГГП университета.
userfiles/file/Stroitel_1.pdf

Подробнее


Всероссийская научно-практическая конференция
03.02.2015

Уважаемые коллеги, приглашаю вас принять участие в заочной конференции, посвященной внедрению моей Программы "Детский сад - Дом радости".


Подробнее


КУПИТЬ КНИГИ по Программе
27.01.2015

С сайта tc-sfera.ru можно купить следующие  книги по Программе:

Подробнее


Документ о Грифе
15.01.2015

Присвоение Грифа. Аннотация к Программе

Подробнее


Настольный набор для конструирования
17.12.2014

Уважаемые коллеги, обратите внимание на новую фабрику, выпускающую настольный набор М.П. Агаповой для конструирования.  

Подробнее


НОВЫЕ КНИГИ
08.12.2014

Вышли из печати новые ДВА ТОМА - ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ - ФЕВРАЛЬ. Это вновь изданные книги с Маршрутными листами

Подробнее


ФГОС
02.09.2014

Участвуйте в обсуждении нового варианта  Программы на соответствие ФГОС.

Подробнее


Соответствие Программы "Детский сад - Дом радости" ФГОС ДО
04.02.2014

Прочтите статью "Анализ соответствия Программы "Детский сад - Дом радости" Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования"

Подробнее


Новые книги -технологии с маршрутными листами
04.11.2013

Уважаемые коллеги!
Ждём
СРОЧНО заявки на приобретение книг-технологий с Маршрутными листами для Младшей группы - 2 тома "Декабрь". Заявки присылайте на электронный адрес Натальи Михайловны dom-radosty@mail.ru
Если заявка по безналичному расчету - сразу же присылайте реквизиты. Если деньги почтой - то на почтовый ящик 190005 С.Петербург, а/я 100.

Подробнее


ПОЗДРАВЛЕНИЕ
27.09.2013

Уважаемые коллеги! Поздравляем Вас с Нашим профессиональным Праздником 27 Сентября! Желаем ВАМ успешного учебного года, а значит, устойчивого здоровья и радости как на работе, так и в семье!

Подробнее


Издан новый вариант Программы
07.09.2013

Издательство «Сфера» издала в мае 2013 года новый вариант Программы «Детский сад – Дом радости», Методические комментарии, Мониторинг.
Выпущены 3 новых видеофильма.

Подробнее


Стандарт образования
16.06.2013

Уважаемые коллеги, срочно начните изучать стандарт образования.
Читайте НОВОСТИ на сайте 

Подробнее


Изданы новые книги
14.06.2013

Уважаемые коллеги!

СРОЧНО приобретайте в издательстве "СФЕРА"  новый вариант моей ПРОГРАММЫ, переработанный в соответствии с  ФГТ.

Подробнее


НОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
17.12.2012

В сентябре 2012 года выпущен новый фильм "Бригадир звучит гордо" (о воспитании лидера).

В декабре 2012 года сделаны новые учебные фильмы:
- "Менеджер воспитывается с 3-х лет" (Обучение малышей планированию и самоорганизации своей деятельности).
- "Мы любим и умеем играть" (опыт детских садов Ижевска по овладению воспитателями мастерством становления и развития у детей игры как деятельности и формы самовоспитания и саморазвития).
Заявки на эти фильмы присылайте на электронную почту: dom-radosty@mail.ru

Издательство "Сфера" готовит к массовому изданию в 2013 году:
1) новый вариант Программы Н.М. Крыловой "Детский сад - Дом радости", скорректированный не по содержанию, а по структуре в соответствии с ФГТ.
2) Методические указания к Программе.
3) Мониторинг (в соавторстве с Л.В. Тимошенко).

Подробнее


ИНФОРМАЦИЯ
17.12.2012

Н.М. Крылова приняла участие во Всероссийском Форуме руководителей образовательных учреждений, который проходил  26-27 ноября в Москве. Выступила с докладом "Трудовая деятельность дошкольника - игра?!"

Н.М. Крылова приняла участие во 2 Международной научно-практической конференции  "Воспитание и обучение детей младшего возраста". Выступила с докладом "Основные направления повышения качества трудового воспитания дошкольников".

Н.М. Крылова приняла участие с 6-7 декабря 2012 года в Москве в Общественной палате РФ в ежегодной Международной научно-практической конференции  "Воспитание и обучение детей младшего возраста". Выступила с докладом "Основные направления повышения качества трудового воспитания дошкольников".

Подробнее


Все новости...

Развитие ноосферного сознания

Развитие ноосферного сознания уже у дошкольников - один из инновационных путей повышения качества образования современного человека
Автор : Н.М. Крылова, Пермский Госпедуниверситет, 2009
Наступившее третье тысячелетие называют тысячелетием ноосферы, философского учения В.И. Вернадского. Он определял ноосферу как новую, высшую стадию эволюции биосферы. Переход биосферы в ноосферу связан по теории учёного с развитием человеческого общества, которое оказывает глубокое воздействие на природные процессы. Иначе говоря, ноосфера – это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития [1].
В 2000-м году президент России Владимир Путин на встрече глав государств азиатско-тихоокеанского региона в Брунее сообщил коллегам о В.И. Вернадском и о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» прозвучал на столь высоком политическом уровне. Ведь главной целью ноосферной философии является максимальное продление жизни цивилизованного человечества как биологического вида. Этим ноосфера отличается от техносферы, главной целью которой является зарабатывание денег, приобретение богатства любой ценой, а движущими силами техносферы выступает стремление к богатству и к власти.
В.И. Вернадский сделал вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, человечество в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. На этом пути к ноосфере человечество должно объединиться политически в одну целостную систему. Значит, необходимо приложить большие усилия для развития и пропаганды учения о ноосфере, этой новой философии, новой научной картины мира, нового понимания качества человека.
Ноосферный человек – это человек, гармонирующий себя и все вокруг. Важным моментом в гуманизации общества является возрождение и укрепление социального института семьи. Философия ноосферы исходит из фундаментального значения семьи в сохранении глобального здоровья человечества как главного условия прогрессивной эволюции, нового качества жизни человека.
В чем же должно проявляется это новое качество жизни ноосферного человека? В духовности, главным показателем которой является ответственность за сохранение жизни на Земле. Вместе с тем понятие «духовность» включает в себя и устремленность к познанию смысла своей жизни, и совесть, и потребность в творчестве, в любви, в дружбе. Духовность проявляет себя в стремлении к высокому, к самосовершенствованию, к самореализации. Духовно развитый человек испытывает потребности в делания добра, в самопожертвовании ради жизни любимого, семьи, защиты отечества, взаимопомощи. (В.И. Вернадский [1], А.Г. Маленков [5], А.И.Субетто[9] и др.).
Именно приобщение ребёнка к основам духовной культуры, интеллигентности уже в дошкольные годы является приоритетной задачей нашей Программы (Н.М. Крыловой) «Детский сад – Дом радости» [3].
Известный отечественный психофизиолог, создатель потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонов установил, что у человека две группы потребностей: органические (потребности организма дышать, питаться, расти и т.д.), те же, что и у животных, и потребности, которые присущи только человеку, это - потребность самоутверждения, которая реализуется через одновременное удовлетворение потребностей – играть, общаться и познавать. Если оба вида потребностей (органические и человеческие) удовлетворены, человек испытывает эмоцию радости, удовольствия. Неудовлетворённость хотя бы одной из потребностей гасит эмоцию радости [7].
Известно, что у человека два вида сознания: предметное и самосознание. Именно развитие самосознания и отличает человека главным образом от животных. Из этого положения вытекает очень важный вывод - потребность в самоутверждении может быть удовлетворена лишь при условии развития самосознания человека как индивидуальности. В учении выдающегося психолога В.С. Мерлина придаётся особая роль самосознанию в развитии человека как интегральной индивидуальности [6].
Для специалистов дошкольного воспитания это положение особенно значимо, так как именно в возрасте трёх лет у ребёнка возникает и начинает развиваться самопознание себя (рефлексия) и самоотношение к себе (самооценка) — два взаимосвязанных компонента самосознания [8]. Развитие самосознания связано с удовлетворением потребности в самоутверждении и наоборот, удовлетворение потребности или неудовлетворение её оказывает стимулирующее влияние на развитие самосознания.
Значит, воспитатели и родители должны открыть главный приоритет своей деятельности – содействие обогащению развития и саморазвития самосознания дошкольника и удовлетворению его потребности в самоутверждении. Возникновение самосознания и требований к удовлетворению потребности в самоутверждении мы видим и слышим в протестах малыша «Я сам», а вершину — в философских вопросах шестилетнего воспитанника (о смысле жизни, о роли образования в жизни великих людей России и мира, о нравственных ценностях и т.д.) и в выполнении им разных ролей в многообразных видах его деятельности (в каждом виде игры, в разных формах труда – в дежурстве,, в поручении, в бригадном труде, в творческих объединениях по интересам, соответствующим проявленным видам одарённости).
Развитие самосознания и удовлетворение потребности в самоутверждении, как доказано многими психологами, связано с овладением особым видом знаний – знаний о закономерностях окружающего мира. Знания о закономерностях как устойчивых зависимостях позволяют человеку предвидеть последствия своих поступков. На основе предвидения он может совершить сознательный выбор своего действия.
Умение предвидеть последствия поступков и позволяет человеку, во-первых, быть успешным, результативным, самоутверждающимся, а, во-вторых, ответственным, а ведь в духовности как признаке ноосферного сознания, главным показателем является именно ответственность за свою жизнь и жизнь на Земле.
Знания о закономерностях хранятся в двух формах: первая форма – опыт народа, который передаётся из поколения в поколения через поговорки, пословицы, загадки, сказки, приметы, рецепты и т.д. В освоении этого опыта огромная роль принадлежит семье, её традициям. Вторая форма сохранения знаний о закономерностях как средстве предвидения последствий возможных поступков – это образование, понимаемое как процесс и результат присвоения новым поколением научных знаний.
Известно, что образование выполняет в обществе две главные функции:
во-первых, позволяет человеку сохранить свою жизнь в четырёх средах: экологическое (в природе), профессиональное (на производстве), этическое (в обществе), юридическое (в государстве);
во-вторых, приводит человека к успеху в жизни, т.е. к удовлетворению главной потребности индивидуальности – к самоутверждению себя, к воплощению смысла своей жизни.
Во всех современных программах дошкольного образования содержание отражает обе формы знаний. В этом огромный вклад отечественной науки, которая разрабатывалась под руководством А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, А.М. Леушиной, П.Г. Саморуковой, В.И. Логиновой, Л.А. Парамоновой, С.Н. Николаевой, Н.М. Крыловой и другими в разных научных центрах страны. И, опираясь на этот научный потенциал, можно успешно развивать ноосферное сознание у дошкольников. Но есть преграда у практических работников – не каждая программа обеспечена технологией её внедрения. Технология – это дополнительно специально разработанный к любой Программе ещё один научный проект внедрения содержания образования в практику работы каждого педагога. Цель технологии – спроектировать пошаговую (день за днём) последовательность внедрения Программы в практику и заранее определить показатели диагностики эффективности работы.
И программный, и технологический проекты предназначены для того, чтобы помочь специалисту через обобщение, систематизацию, интеграцию научных знаний и передового опыта преодолеть межпредметную, междеятельностную раздробленность и разобщенность, имеющуюся в дошкольной педагогике и воспринимаемую воспитателем как педагогический «хаос», недоступный внедрению.
Определяя технологию, во-первых, через категорию «форма» как характеристику внутренней организации содержания, а во-вторых, через категорию «организация» как характеристику направленности внутренней упорядоченности содержания, мы пришли к пониманию, что механизмом технологического проекта является внутренняя логика объединения в органическое единство межпредметной и междеятельностной проблематики в форму организации инновационного целостного педагогического процесса дошкольного образования на основе единой цели.
Единая цель инновационного педагогического процесса заключена в том, чтобы, содействовать обогащению всестороннего развития и саморазвития дошкольника (мальчика и девочки) как индивидуальности, владеющей ноосферным сознанием.
Данный подход позволяет, с одной стороны, осуществить переход направленности фундаментальных исследований на прикладную проблематику науки, а с другой — обеспечить устойчивый прогресс практики на основе движения её по теоретическим рельсам.
Организация внутренней логики технологического проекта подчиняется ряду закономерностей, выделенных нами:
первая закономерность — самодеятельность выполнения дошкольником многообразных видов детской деятельности — форма и средство саморазвития его как индивидуальности;
вторая закономерность — динамика овладения ребёнком деятельностью определяется законом четырёх уровней умственной активности человека;
третья закономерность — зависимость темпа развития мальчика как воспитанника женщины, (или девочки как воспитанницы мужчины), от овладения педагогом интеллектуальной культурой и мыследеятельностью (термин П.Г. Щедровицкого).
Рассмотрим состав устойчиво повторяющихся зависимостей каждой закономерности.
ПЕРВАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ организации внутренней логики технологического проекта «Детский сад – Дом радости» — самодеятельность — форма и средство содействия саморазвитию дошкольника как индивидуальности.
Она отражает следующие устойчиво повторяющиеся зависимости:
1) в соответствии с положением о том, что индивидуальность осознает, сохраняет и развивает самую себя, выполняя разные виды деятельности в их совокупности, именно деятельность является для дошкольника главным предметом познания. Самодеятельность осуществления её ребёнком становится для педагога средством воспитания дошкольника, а для него она превращается в средство саморазвития и в форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости;
2) основой изучения и осуществления человеком любого вида деятельности как самодеятельности является системное знание о ней как о взаимосвязи пяти компонентов: задумка + материал + инструменты + преобразующие действия + результат.
Сначала этим знанием овладевает педагог и организует деятельность малышей в соответствии с системным знанием о ней. Знание соответствует научному понятию о деятельности как о системно-структурном образовании, но у детей дошкольного возраста оно формируется на уровне обобщенных представлений (В.И. Логинова, Н.М. Крылова).
В качестве результата деятельности, достигнутого индивидуальностью, рассматривается формулировка адекватной самооценки соответствия продукта замыслу его.
Именно адекватная самооценка ребёнком продукта своей деятельности является пусковой пружиной его саморазвития. Продукт деятельности (рисунок, постройка и т.п.) - это лишь часть завершающей фазы выполнения четвёртого компонента — действий, создающих предмет или изменяющих качество его. Поэтому особое значение в этой связи имеет подчёркнутое внимание в технологии развитию первого компонента деятельности как системы — умению ребёнком сформулировать замысел самодеятельности, а также пятого компонента — умения сформулировать самооценку полученного продукта на основе рефлексии, а затем на её основе определить пути дальнейшего совершенствования деятельности. Из этого следует, что главное в деятельности педагога «Детского сада – Дома радости» заключается в содействии обогащению развития и саморазвития самосознания у дошкольника; 3) «пусковой механизм» возникновения самосознания заключён в преграде, которая возникает перед ребёнком в проблемной ситуации, и он должен самостоятельно преодолеть преграду на основе предвидения результата замысла.
Возможности развития и саморазвития самосознания уже у младшего дошкольника определяются, прежде всего, продуктивными видами деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд). В этих видах деятельности, которыми овладевает малыш, он может, преодолевая возникающие преграды, стремиться к понятному для него, то есть наглядно представленному продукту его деятельности. В соответствии с наследием классиков дошкольной педагогики А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, З.В. Лиштван, в нашей технологии его обучает педагог на основе своих образцов.
Образец (постройка взрослого, его рисунок, вылепленная им форма) – это наглядно представленный для малыша замысел его предстоящей деятельности. Отсюда главная цель обучения заключается в содействии тому, чтобы ребёнок научился учиться у взрослого выполнению разных видов деятельности, да и вообще любому новому знанию и умению, и отдавал себя отчёт в результатах обучения: «научился» или «не научился», «умею» или «не умею», «знаю» или «не знаю».
ВТОРАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ организации внутренней логики технологического проекта «Детский сад – Дом радости» — динамика овладение ребёнком деятельностью определяется законом о четырёх уровней умственной активности человека, который был открыт А.А. Люблинской [4]. Эта закономерность определяет стратегию и тактику содействия становлению у ребёнка разных видов деятельности и отражает следующие устойчиво повторяющиеся зависимости:
1) каждый программный вид деятельности понимается как опыт человечества, которым ребёнок индивидуально овладевает, обучаясь у взрослого на основе образца и под руководством взрослого.
I уровень — узнавание познавательного материала через вариативно представленный образец взрослого (а);
II уровень — воспроизведение выбранного варианта образца под руководством наставника (б);
III уровень — самостоятельное выполнение образца (в);
IV уровень — творческий подход к решению (г).
Эта закономерность стратегии и тактики содействия становлению у ребёнка разных видов деятельности и развитию их до уровня творчества обозначается в созданной нами модели «Лесенка успеха».
Первая ступенька «Лесенки успеха» — форма общегруппового или индивидуального показа «Театра взрослого», в котором воспитатель выступает как «артист», а дети — «очарованные зрители». Цель воспитателя заключается в том, чтобы восхитить воспитанников возможностью научиться выполнению деятельности, показанной им.
Восхождение ребёнком на первый уровень умственной активности обусловлен, в первую очередь, удовлетворением первых форм проявления им познавательной потребности — любопытства и любознательности, которые возникают в условиях преимущественного функционирования у дошкольника правого полушария мозга. Для того чтобы возник этот уровень, у ребёнка должны возникнуть эмоции радости и интереса. Эти эмоции являются, в свою очередь, следствием удовлетворения потребности самоутверждения (игры, познания и общения с взрослым). Следовательно, от воспитателя требуется мастерство, чтобы разбудить у дошкольника радость любопытства и любознательности к программным видам деятельности.
Вторая ступенька «Лесенки успеха» — форма индивидуального обучения «Вкусные собеседники». Цель воспитателя содействовать каждому воспитаннику в восхождении с уровня глобального восприятия познавательного материала (а) до уровня самодеятельности (в) и творчества (г). Переход на второй уровень развития связан с проявлением ребёнком собственно познавательной деятельности, возникновение которой обнаруживается в заявлении ребёнка: «Научи меня, я тоже так хочу делать». Ребёнок упражняется в выполнении этой деятельности столько времени, пока не добьется уровня самостоятельности. Показателями самостоятельности выступают три признака: 1) по своей инициативе берётся за исполнение предложенного варианта образца; 2) выполняет деятельность автономно (т.е. без помощи взрослого); 3) может адекватно оценить полученный продукт (научился делать или ещё надо учиться).
Третий уровень умственной активности проявляется в протестном поведении дошкольника со взрослым: «Я сам», когда он отказывается от соучастия взрослого в его деятельности. Достижение ребёнком уровня самодеятельности создаст новые возможности для содействия развитию воспитанника: во-первых, педагог будет использовать самодеятельность как средство обогащения всестороннего развития и саморазвития дошкольника; во-вторых, он будет содействовать ребёнку, осуществляющему самодеятельность, в овладении экспериментально-поисковой деятельностью или внутри самодеятельности исполнения данного вида. Например, во время рисования ребёнок экспериментальным путём может открыть возможности создания новых цветов, а во время умывания открыть свойства мыла и т.п. Как следствие экспериментирования у ребёнка могут открыться новые возможности развития, одарённость, новые продукты и способы деятельности, на основании которых определяется восхождение дошкольника на четвёртый уровень деятельности — высший уровень познавательной активности. Этот уровень свидетельствует, что деятельность уже не только предмет познания, а она превратилась в форму самореализации индивидуальностью своей неповторимости;
Именно многократные по своей инициативе попытки экспериментальным путем изменить образцы взрослого и становятся затем формой творческой реализации. Творческое исполнение самодеятельности превращается для ребёнка в средство саморазвития и в форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости. Решая творческие задачи, осуществляя поиск собственного стиля выполнения деятельности, ребёнок открывает по своей инициативе неизвестное в хорошо известном, проявляя любознательность, собственно познавательную деятельность разных видов (задаёт вопросы, обследует и т.д.), он расширяет познавательный опыт путем самообразования и самовоспитания.
Таким образом, для педагога, услышавшего от ребёнка самооценку результата обучения «Я научился», «Я умею», «Я знаю», означает не вершину его работы, а лишь старт решения главной его педагогической задачи – реализации цели воспитания – содействие становлению и обогащению развития ноосферного сознания у дошкольника. Третий уровень овладения деятельностью — самодеятельность — это условие и средство для саморазвития ребёнка как неповторимой индивидуальности. Всё внимание педагога и семьи в реализации технологии должно быть уделено содействию развития и саморазвития обнаруженной у ребёнка одарённости и превращению её в талантливость каждого воспитанника.
Третья ступенька «Лесенки успеха» — форма общегрупповой организации (занятие, игра, труд, продуктивные виды деятельности). В соответствии с учением А.П. Усовой, занятие – это форма диагностики уровня овладения программной деятельностью каждым из воспитанников. Эту форму работы можно метафорически назвать первая репетиция оркестра, когда все музыканты свою партию выучили, а сегодня дирижёр проверяет понимание каждым исполнителем предложенного произведения. Поэтому воспитатель называется «дирижёр» или «режиссёр», а дети — «заботливые исполнители». Цель воспитателя: содействовать самоутверждению ребёнком в своих возможностях, в переносе им умений из индивидуальной формы обучения в коллективную, в которой каждый самостоятельно (а кто-то и творчески), т.е. автономно выполняет программную задачу. В определении «заботливые» подчеркивается нравственная направленность каждого вида деятельности дошкольника.
Четвёртая ступенька — «Лесенки успеха» — форма и индивидуальной, и коллективной организации деятельности дошкольника. Воспитатель — «очарованный зритель», а ребёнок теперь — «артист». Цель воспитателя: содействовать тому, во-первых, чтобы, каждый ребёнок использовал самодеятельность как форму поиска и самореализации, самоутверждения себя как неповторимой индивидуальности; во-вторых, чтобы самодеятельность стала методом обогащения развития и саморазвития каждого воспитанника как индивидуальности, обретения им собственного неповторимого стиля выполнения деятельности, проявления в ней одарённости и талантливости; в-третьих, чтобы творческий уровень самодеятельности ребёнка стал для педагога средством содействия всестороннему воспитанию и самовоспитанию его.
ТРЕТЬЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ — зависимость темпа развития мальчика как воспитанника женщины, (или девочки как воспитанницы мужчины), от понимания педагогом специфики полового, возрастного развития, своеобразия темперамента каждого ребёнка как индивидуальности. Как показывают исследования нейрофизиологов, непонимание женщиной (которые составляют почти 100% состава дошкольных специалистов) специфики мальчика может негативно сказаться на его развитии, так как его динамика психического, нейрофизиологического развития отличается от динамики девочек. Поэтому выделим существенные зависимости, сформулированные нейрофизиологами в требованиях к взрослому:
1) признайте за ребёнком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить;
2) помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно;
3) никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые;
4) не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть мальчика к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. И в то же время, не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков;
5) ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать;
6) с девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий;
7) если Вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чем её ошибка.
8) знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики из-за усталости истощаются интеллектуально (снижение активного левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно;
9) для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). Он не должен панически бояться ошибок. Невозможно научиться чему-нибудь, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у него страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания;
10) маленькие дети не бывают ленивыми. «Ленность» ребенка — сигнал неблагополучия в Вашей педагогической деятельности, в избранной Вами методике работы с ним. Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребёнка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить [2].
Знание этой закономерности требует от воспитателя дифференцированного подхода к решению одной и той же педагогической задачи детьми одного и того же возраста, но различающихся тем, что одни из них мальчики, а другие девочки, проявляющие ещё и разный темперамент. Поэтому, реализация цели воспитания через категорию «содействие» в технологическом проекте предполагает мастерство воспитателя — творческое воплощение им сценария каждого дня с учётом своеобразия развития и саморазвития каждого воспитанника и мальчика, и девочки как индивидуальности.
Воспитатель, таким образом, понимая содержание каждой закономерности в технологическом проекте, сможет построить (перестроить) свою профессиональную деятельность как инновационную и таким образом самому развивать в себе ноосферное сознание и содействовать его формированию у воспитанников.


1. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М. Наука. 1965.
2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира.
Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам // В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.— СПб.: Тускарора, 2001.
3. Крылова Н.М. «Детский сад – Дом радости». Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. Пермь «Книжный дом», 2005.
4. Люблинская А.А. — О построении метода изучения умственного развития детей.- В сб.: Вопросы мышления /Под ред. А.А. Люблинской. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1962
5. Маленков А.Г. Ноосфера и человек ноосферы. М. «Маджерик», 2009
6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности /Под ред. Е.А. Климова - М. «Институт практической психологии», 1996.
7. Симонов П.В. Теория эмоций//Психология эмоций.- М.:МГУ, 1984
8. Столин В.В. Самосознание личности. – М., МГУ, 1983
9. Субетто А.И. Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система? (открытое письмо – ответ некоторым «борцам» против ноосферизма) Часть 1 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.13029, 27.02.2006
 
Дом Радости, 1985 - 2017
Дизайн и программирование UGmedia.biz