Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php:12) in /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php on line 13

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php:12) in /home/u093845/dom-radosty.ru/www/index.php on line 13
Философия детям ?!
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
«ДОМ РАДОСТИ»
НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ КРЫЛОВОЙ
РАСПИСАНИЕ АВТОРСКИХ КУРСОВ В 2017 ГОДУ


МОСКВА  
Май  22 -24 (мл.гр.)
25-27 (ср.гр).

Отюцкая Наталья Саввовна
8 (916) 168 – 64 - 36            
otyutskaya.n@mail.ru

РОСТОВ-НА-ДОНУ
(ИПК и ПРО, фак-т дошк. образ. и нач. шк.)
Июнь: 1–3 "Стратегия внедрения содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО" (млад. и сред.)  
Сундукова Алла Константиновна,
Баландина Людмила Александровна
8 (863) 255-71-39 (раб.);    

ipkbalandina@rambler.ru                   
 
ТАГАНРОГ         
Июнь 4-7   "Стратегия внедрения содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО" (старшая и подг. гр.)  
Лукьяненко Вера Николаевна
8 (86344) 64-83-50 (раб.);
8 (908) 510-10-75

lukjanenkovn@rambler.ru 
    
Все города...




НОВОСТИ:

Товарный знак
08.12.2016

Получено свидетельство на Товарный знак "Дом Радости"

Подробнее


Приглашение на курсы
06.12.2016

ПРИГЛАШАЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ГБДОУ на курсы повышения квалификации в Санкт-Петербург
«СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» на примере Программы «Детский сад – Дом радости»

Подробнее


Строительные наборы
26.04.2016

Уважаемые коллеги, обратите внимание на новую фабрику, выпускающую настольный набор М.П. Агаповой для конструирования. 
Сайт фабрики:   www.фабрикаигрушки.рф

Подробнее


Издана новая книга к Программе
28.01.2016

Уважаемые коллеги! Сообщаем Вам, что можно выкупить новое издание «Мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности на основе программы «Детский сад — Дом радости»

Подробнее


Новые издания Технологии "Дом радости"
28.08.2015

Уважаемые коллеги,
поздравляем вас с наступающим новым учебным годом
и сообщаем вам о новых изданиях Технологии «Дом радости»:
Младшая группа:
Октябрь – 2 тома с маршрутными листами
Ноябрь – 2 тома с маршрутными листами.
Старшая группа:
1 том – маршрутные листы на учебный год.
Новый учебный видеофильм «Познаём математику играя».

Подробнее


Наборы строительного материала
15.05.2015

Уважаемые коллеги, для решения задач Программы "Детский сад - Дом радости" очень важно использовать набор строительного материала М.П. Агаповой, который делается на двух фабриках г. Барнаула. Материал тоже очень хорошего качества. При Заказе 25-30 коробок, одну коробку фабрика дарит для воспитателя как мой подарок. Заявка от детского сада, работающего по моей Программе снижает цену на 30% (если заказ 25-30 коробок). У каждого ребёнка должна быть своя коробка, в которую вложены доски.
Автор Программы "Детский сад - Дом радости",  к.п.н., доцент, преподаватель Пермского ГГП университета.
userfiles/file/Stroitel_1.pdf

Подробнее


Всероссийская научно-практическая конференция
03.02.2015

Уважаемые коллеги, приглашаю вас принять участие в заочной конференции, посвященной внедрению моей Программы "Детский сад - Дом радости".


Подробнее


КУПИТЬ КНИГИ по Программе
27.01.2015

С сайта tc-sfera.ru можно купить следующие  книги по Программе:

Подробнее


Документ о Грифе
15.01.2015

Присвоение Грифа. Аннотация к Программе

Подробнее


Настольный набор для конструирования
17.12.2014

Уважаемые коллеги, обратите внимание на новую фабрику, выпускающую настольный набор М.П. Агаповой для конструирования.  

Подробнее


НОВЫЕ КНИГИ
08.12.2014

Вышли из печати новые ДВА ТОМА - ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ - ФЕВРАЛЬ. Это вновь изданные книги с Маршрутными листами

Подробнее


ФГОС
02.09.2014

Участвуйте в обсуждении нового варианта  Программы на соответствие ФГОС.

Подробнее


Соответствие Программы "Детский сад - Дом радости" ФГОС ДО
04.02.2014

Прочтите статью "Анализ соответствия Программы "Детский сад - Дом радости" Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования"

Подробнее


Новые книги -технологии с маршрутными листами
04.11.2013

Уважаемые коллеги!
Ждём
СРОЧНО заявки на приобретение книг-технологий с Маршрутными листами для Младшей группы - 2 тома "Декабрь". Заявки присылайте на электронный адрес Натальи Михайловны dom-radosty@mail.ru
Если заявка по безналичному расчету - сразу же присылайте реквизиты. Если деньги почтой - то на почтовый ящик 190005 С.Петербург, а/я 100.

Подробнее


ПОЗДРАВЛЕНИЕ
27.09.2013

Уважаемые коллеги! Поздравляем Вас с Нашим профессиональным Праздником 27 Сентября! Желаем ВАМ успешного учебного года, а значит, устойчивого здоровья и радости как на работе, так и в семье!

Подробнее


Издан новый вариант Программы
07.09.2013

Издательство «Сфера» издала в мае 2013 года новый вариант Программы «Детский сад – Дом радости», Методические комментарии, Мониторинг.
Выпущены 3 новых видеофильма.

Подробнее


Стандарт образования
16.06.2013

Уважаемые коллеги, срочно начните изучать стандарт образования.
Читайте НОВОСТИ на сайте 

Подробнее


Изданы новые книги
14.06.2013

Уважаемые коллеги!

СРОЧНО приобретайте в издательстве "СФЕРА"  новый вариант моей ПРОГРАММЫ, переработанный в соответствии с  ФГТ.

Подробнее


НОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
17.12.2012

В сентябре 2012 года выпущен новый фильм "Бригадир звучит гордо" (о воспитании лидера).

В декабре 2012 года сделаны новые учебные фильмы:
- "Менеджер воспитывается с 3-х лет" (Обучение малышей планированию и самоорганизации своей деятельности).
- "Мы любим и умеем играть" (опыт детских садов Ижевска по овладению воспитателями мастерством становления и развития у детей игры как деятельности и формы самовоспитания и саморазвития).
Заявки на эти фильмы присылайте на электронную почту: dom-radosty@mail.ru

Издательство "Сфера" готовит к массовому изданию в 2013 году:
1) новый вариант Программы Н.М. Крыловой "Детский сад - Дом радости", скорректированный не по содержанию, а по структуре в соответствии с ФГТ.
2) Методические указания к Программе.
3) Мониторинг (в соавторстве с Л.В. Тимошенко).

Подробнее


ИНФОРМАЦИЯ
17.12.2012

Н.М. Крылова приняла участие во Всероссийском Форуме руководителей образовательных учреждений, который проходил  26-27 ноября в Москве. Выступила с докладом "Трудовая деятельность дошкольника - игра?!"

Н.М. Крылова приняла участие во 2 Международной научно-практической конференции  "Воспитание и обучение детей младшего возраста". Выступила с докладом "Основные направления повышения качества трудового воспитания дошкольников".

Н.М. Крылова приняла участие с 6-7 декабря 2012 года в Москве в Общественной палате РФ в ежегодной Международной научно-практической конференции  "Воспитание и обучение детей младшего возраста". Выступила с докладом "Основные направления повышения качества трудового воспитания дошкольников".

Подробнее


Все новости...

Философия детям ?!

Философия детям ?!.
Автор: Н.М. Крылова,доцент кафедры дошкольной педагогики Пермского гос. пед. университета.

 
        "Глубоко ошибаются те, кто изображает философию недоступною для детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающей страх. Кто напялил на неё эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть бы не сказал, шаловливого... Если перед вами нечто печальное и унылое - значит, философии тут нет и в помине".
    
-
Диалоги или полилоги - "Посиделки".
 
-
Рассказ воспитателя (с привлечением наглядного материала) - "Сказание"
 
-
Проблемные ситуации (с развивающейся интригой).
    Каждое из этих средств - полифунциональное, так как может использоваться Мастером-профессионалом то методом, то формой, то условием содействия шестилетнему философу в овладении такими творческими путями познания, как:
    
-
систематизацией знаний;
 
-
эвристическим открытием дискурсивным (выводным) путем противоречивости ранее сформированных систем знаний;
 
-
воссозданием каждым из них целостного образа границ своего знания;
 
-
самостимуляцией потребности в творческом открытии нового, но при этом, радостным признанием непознаваемости познаваемого, то есть безграничности, многогранности познания окружающего мира и себя как неповторимой индивидуальности.
    Рассмотрим особенности каждого из названных средств, чтобы научно обоснованно и творчески включить в свой педагогический опыт.
    Начнём с диалога или полилога, который мы нашей по традиции назвали метафорически - "посиделки"
    Эта форма очень напоминает игру Знатоков "Что, где когда", в которой каждый участник очень важен в разговоре, может ошибаться, от этого никто на него обижается, не оценивает, все дают идеи и вместе их рассматривают, обсуждают. Инициатива философствования может принадлежать и Вам, и кому-то из детей. Поскольку всем тема хорошо известна, речь ситуативная, значит недосказанная, эмоциональная, дополненная жестами, интонацией и мимикой. Главный Ваш инструмент - интонации сомнения, удивления, восхищения (и т.д) и изредка, как намёк, изображение действия или жест, направляющий внимание участника на часть предмета.
    "Посиделки" как метод строится каждый раз по-новому, "по живому" усилиями его участников и потому всегда оригинален, неповторим. В нём складывается возможность развернуть участникам цепь умозаключений, переходящую в рассуждение, что и является истинным проявлением у каждого мышления как процесса. Ребёнок может дискурсивным, опосредованным путем открыть новое знание. Главным, с нашей точки зрения, является знание из области морали, которые превращаются самим ребенком в его нравственные знания.
    Средством решения задачи восхождения к нравственному знанию может служить диалог (может быть и полилог - подгрупповое общение), построенный по определенной системе вопросов (разработка Н.М. Крыловой).

    
1.
Приходи и расскажи ВСЁ-ВСЁ про тот предмет, про который ты думаешь, что знаешь ВСЁ.
 
2.
Всё рассказал, что знал? (Да, всё что знал, я рассказал).
 
3.
А я еще знаю. Слушай. (Рассказываете) Что же теперь ты ещё узнал нового? Так, как ты считаешь, те-перь мы с тобой, ВСЁ-ВСЁ знаем об этом предмете? (Нет, наверно, ещё можно узнать).
 
4.
Верно, а ГДЕ можно узнать? (Спросить, прочитать).
 
5.
А зачем нужно узнавать новое?
Это и есть главный вопрос, ради него проводится этот диалог!
    Приведем здесь в качестве примера "Посиделки", которые провела Валентина Тарасовна. Он записан в детском саду 1745 Южного Округа г. Москвы. (Руководитель учреждения В.К. Семёнова, воспитатели: Н.М. Беляева, Л.Ю. Козлова).
    В.: (обращение ко всем детям) Знаете ли вы о чашке? Кто хочет рассказать мне ВСЁ, ЧТО ЗНАЕТ о чашке, я буду ждать?!
    Ребёнок пришёл и рассказывает без вопросов
    В.: Всё рассказал? (То, что знал, я рассказал). Хорошо, а я вот ещё, что знаю о чашке.    Новая информация, которую Вы сообщите ребёнку.
    "Ты ответил, что чашку делают из глины и особой глины, которая называется фаянс. А ещё чашку делают из фарфора. А вот, как чашки делать из фарфора, придумали китайцы много лет тому назад. Они нашли глину - каолин -- из неё получались очень тонкие и очень красивые чашки. И китайцы держали это знание в секрете. Но русский учёный Виноградов раскрыл китайский секрет. Он нашёл глину каолин, из которой можно делать фарфор, недалеко от Петербурга".
    В.: Ты знал об этом? ( Я этого не знал) Так ЧТО ЖЕ НОВОГО О ЧАШКАХ ТЫ УЗНАЛ? (Он воспроизводит рассказ). Как ты считаешь, теперь МЫ С ТОБОЙ О ЧАШКЕ УЖЕ ВСЁ УЗНАЛИ?! (Наверное, нет, потому что я не знаю, как сделали вот эту черную чашку из стекла) А я не знаю, как сделали так, что не смывается рисунок. Какой краской красили и как делали? А можно узнать, как думаешь? (Конечно... Можно спросить, можно прочи-тать в книге, в словаре...) А зачем нужно знать...? А вообще-то может быть и не нужно столько знать и про рисунок, и про то, как делали, и про китайский секрет...?! (Надо, чтобы другу рассказать). И только (иронично) для этого... (И чтобы, когда учительница спросит). Чтобы двойку (иронично) не поставили...(Ну, почему... и не только..) Ну да, чтобы были одни пятёрки...
    Ребёнок молчит... Вы показываете на ручку чашки.
    Реб.: Ручка..., чтобы удобно держать было...
    В.: (лукаво) А зачем тебе (поворачиваете ручку чашки в левую сторону) про это знать?! (А когда дежуришь, надо знать в какую сторону ручку поворачивать) А зачем это знать? (Чтобы удобно было... Он ведь вот так возьмет .. (Показывает сам, как удобно будет). И будет удобно, а если так (показывает обхват чашки двумя рука-ми) будет неудобно) Ну и что же? Пусть будет неудобно...(Тогда чёрный кружок будет... Не позаботился..) Ну и что? (Беззаботно, ерунда) не позаботился...(Мои друзья сидят за моим столом, я хочу о них позаботиться.) А когда же ты можешь о них позаботиться?! (Если я поставлю чашку с ручкой, повернутой в правую сторону.) А когда ты можешь это сделать? ( Когда Я ЗНАЮ, что надо ручку повернуть в правую сторону). Так, КОГДА ТЕБЕ НАДО ЗНАТЬ, что за ручку удобно держать чашку? (Когда дежурю) Так ЗАЧЕМ ЖЕ ТЕБЕ НАДО БЫЛО ЗНАТЬ, когда ты дежуришь, что ручку надо повернуть в правую сторону? (Надо про это знать, чтобы было удобно, о друзьях заботиться, чтобы они не огорчались.)
    Таким образом, ребёнок в процессе диалога осуществлял дискурсивный способ интеллек-туальной деятельностью, то есть открывал неизвестное - выводил его из в хорошо известно-го и объяснял сам для себя значение знания, как средства разрешения нравственных задач.
    Приведём пример "Посиделок" (полилога), проводимых во время умывания. (В.Т. Иванова)
    В.: А вот вы можете рассказать мне ВСЁ-ВСЁ о воде?
    Такой вопрос озадачивает детей, а о чём собственно говорить?
    В.: (Мимоходом, как бы подкидываете вопросы) Какая она бывает..., что с ней случается...? (холодная, теп-лая, прозрачная, мыльная, мутная...) И это (иронично) всё? (Морская, речная, болотная..) Всё? И больше и ска-зать нечего про воду? (Когда холодно, замерзает...) Ну, надела бы вода варежки, что же она мёрзнет (лукаво, игриво)?!    Дети: (смеются) И нет... ведь это лёд получается,...
    В.: Ну и какая же тогда вода? (Твёрдая... А когда кипит, то пар...) Теперь... всё? (Пар горячий, лёд холод-ный...) Лёд твёрдый, а пар... (Молчат). Пар газообразный, он летучий... Ну, теперь уже всё...(А бывает вода хо-рошо, а бывает плохо...) Это когда же?    Дети рассуждают...
    В.: Ну, теперь-то уже всё? Сдаётесь?! (Вода нужна растениям, без воды было бы плохо, если бы не было во-ды, на Земле было бы плохо...) Очень хорошо! (Лукаво). Теперь всё?
    Но предел их знаний пришёл.
    В.: А всегда ли вода мокрая? (Всегда... Нет, когда лёд, тогда не мокрая...)
    К этому времени Вы незаметно, как бы, между прочим, намажьте густо жирным кремом свои руки, и потирайте их.
    В.: Вы руки вымыли? Они у вас мокрые были? И я сейчас вымою... (Мочите, а вода стекает). У вас какая была вода? Мокрая, а у меня не мокрая... Вот учёные долго не могли решить, почему вода бывает не мокрая. А потом всё-таки нашли ответ, но об этом в следующий раз (вкусно зазываете в будущее).
    Дети: А вы расскажите...
    В.: А вы сами подумайте. А могу я сделать воду мокрой (показываете на свои руки)?    Дети рассуждают...
    В.: (Берете мыло и жирной пеной смываете крем с рук - надо ярко всё продемонстрировать). Вот какие теперь опять мои руки? Мокрые. Опять для меня вода мокрая. А что же сделала воду мокрой? Мыло.
    На этом данный разговор закончите. Чем проще от детей требуются ответы, тем эта игра интереснее и азартнее. Искусство педагога - поймать неточность ответа, перевести её в абсурд смешным сравнением (см. о воде и варежке). Но в то же время, в этом же лёгком общении можно и нужно дать краткое уточнение, соответствующее науке ("пар - газообразная, летучая вода).
    А теперь рассмотрим в качестве средства содействия обогащению философского развития проблемные ситуации, которые протекают как развивающаяся интрига (определение данное Н.Н. Поддьяковым). Мы так и назвали их "ситуации с развивающейся интригой".
    Ситуации, создаются Вами и осознаются ребёнком как проблемные тогда, когда результат, им полученный, или замысел деятельности, предлагаемый Вами, рефлексируется посредством включения в рассуждения категориальных представлений. На основе взаимосодействия двух видов сознания он приходит к логическому заключению о том, что, во-первых, может быть причина ошибочного решения заключается в неточном замысле деятельности, может быть в отсутствии важных знаний или в неумении распределять последовательность и т.д. А, может быть, удача сопутствует ему потому, что он сумел совершить самоанализ, самопроверку на основе применения системных и систематизированных знаний и заранее предвосхитил последст-вия своих совершённых или будущих поступков (хотя, конечно, он и не способен сам оценить этот уровень, да и не его это задача анализировать глубину своего развития);
   Приведём пример. (Разработка В.Т. Ивановой)
   Детям показывается сделанный из мягкого картона очень хороший стульчик.
   В.: Получился стул? Да, спинка очень удобная, даже украшенная, и сиденье удобно, и ножки ровненькие и даже красивые (любуетесь каждой деталью). И что же это кукла сидит у нас на столе, то ли дело, садись, доченька, на красивый стульчик. Он удобный (по росту подходит). Сядешь, ноги на земле будут стоять, сидеть удобно, на спинку облокотиться можно... И переставлять удобно можно, взял за спинку и за сиденье и переноси куда хочешь... Удобный стул? (С точки зрения конструкции) Удобный. (Внешне он должен произвести впечатление прочного материала). И к тому же, всем известно, что стул... и безопасный... На нём сидеть можно, а можно и даже на него встать, если нужно сверху что-то достать... (Возьмите куклу тяжелую, чтобы посадив на нее, вся конструкция тут же и согнулась). В чем же ошибся мастер? Был ли он мастер...? Можно ли его так назвать?
    Дети рассуждают.
    В.: А почему вы его считаете не мастером? (Потому что он не умеет выбирать материал) Почему он не смог выбрать материал? (Он не знал.) Чего он не знал? (Он не знал, КАК выбрать материал). А что же он должен был знать, чтобы суметь правильно выбрать материал? (Он должен был знать, что бумага непрочная, из нее нельзя делать,) Почему? Что надо знать о бумаге, чтобы не взять ее для стула? (рассказывают о свойствах бумаги). То что он взял бумагу, это была глупость... Что надо брать? (Древесину, дерево). Почему? (Объясняют свойства дерева). Дерево можно пилить, строгать. Так у вас бы (хитренько, с поддёвкой) наверно, стулья получились, не чета этому мастеру?! (Возражают) А какое бы дерево вы взяли, чтобы сделать стул? (Прочное.) Конечно,... только прочное и всё? (Мы не знаем...) Вы не знаете... (с улыбкой), а что же мастер, который принёс нам такой замечательный стул, чего же он не знал? (Он не умел выбирать материалы...) Ну, что же он бумагу от дерева отличать не умел (ирония)?! (Он делал для куклы... Он так задумал для куклы.). А если для куклы, так тогда и знать не надо... Он вас очень хорошо порадовал?! (Конечно, он нас не порадовал, кукла упала, он нас огорчил..) Вот оказывается как бывает... даже для куклы, для игрушки надо знать... Но зачем?! (Чтобы не огорчить...) Кого... куклу? (Нас, ведь мы хотим играть с куклой...) Как же получается... делают для куклы, а огорчаются люди?!
    Дети молчат.
    В.: Так ЗАЧЕМ НАДО ЗНАТЬ?
    Дети: ЧТОБЫ НЕ ОГОРЧАТЬ ЛЮДЕЙ и НЕ ОГОРЧАТЬСЯ САМОМУ.
    Спустя время...
    В.: А как вы думаете, всякое ли дерево годится для изготовления мебели? (Наверное, не всякое...) А как вы думаете, КАК выбирают дерево? (Чтобы было прочное, крепкое...) Дуб - очень прочное дерево, и очень красивое по цвету..., но мебель из него получается очень тяжёлая. А вот берёза - дерево красивое, лёгкое. Так что, еще надо знать, какое дерево выбирать, чтобы стул сделать. Если для театра будут делать стулья, надо красивое дерево выбирать, а если для детского сада, так, наверное, дерево прочное..., а дуб подойдёт? Нет, потому что он очень тяжёлый. А чтобы ответить точнее, какую древесину выбирают для мебели, надо в книге прочитать. Я точно рассказать вам не могу.
    Спустя какое-то время, торопиться не надо, хорошо бы принести альбомы с рисунками красивой старинной и современной мебели, сделанной из разного дерева, чтобы видна была структура древесины. Тут бы и папу неплохо пригласить, который разбирается, чтобы он показал породы деревьев и объяснил, что из какого дерева можно сделать.
    Если будет ребёнок, которому эта тема стала интересной, то он у Вас может спросить: А Вы уже были в библиотеке, а Вы уже почитали...?!
    Обратите внимание ещё на один существенный признак правильно проведённого разговора: незавершенность его на том месте, когда воспитатель говорит: Я и сама этого не знаю... или учёные долго не знали, почему так получается, что вода бывает то мокрой, то немокрой...
    Тогда кто-то спросит: А учёные-то узнали?
    В.: Узнали, долго искали и нашли ответ...
    И тогда ребёнок либо ещё спрашивает, либо удовлетворяется ответом.
    Дети не устают от этих длительных по времени разговоров, если они легко ведутся и им доставляет удовольствие на любой вопрос дать свой ответ. Но тут же гаснут, во-первых, если сложный вопрос, а во-вторых, и это главный виновник спада интереса - интонация воспитателя: как только Вы из игрока превратитесь в "следователя и прокурора": "Почему уж этого-то не знаете?!" Так контакт утрачивается, внимание их отключается.
    Третий - специфический путь развития вкуса к философии, как условия развития потребности учиться, проходит через ознакомление детей со знаменитыми людьми России и мира, которые прославили человечество своими делами. Рассказ воспитателя с привлечением наглядного материала - эта форма давно известна в детском саду (идея Е.И.Тихеевой, О.И. Соловьё-вой и др.), однако технология использования её в практике оказалась либо утраченной, либо применяемой с иными целями. Мы назвали эту форму работы - "сказание".
    Вам предстоит открыть детям знаменитых соотечественников, прежде всего как людей, которые были хорошо образованы, и потому смогли совершить великие открытия и подвиги во славу землян, и, прежде всего, нас россиян.
    М. Ломоносов, А. Суворов, В. Даль, П., Нахимов, М. Кутузов, А. Пушкин, Д. Менделеев, И.Павлов, Н. Вавилов и другие похожи между собой тем, что все они стремились к образованию, использовали его, делая открытия и совершая подвиги... На их примере шестилетние дети открывают, что эти герои смогли преодолеть трудности, сделать открытия и совершить подвиги только потому, что применяли знания для умелого разрешения проблем.
    В нашей Технологии только в подготовительной группе на занятии дети открывают знания. Но это не новая информация, а новый взгляд на ранее полученную. Сценарий занятия "Сказание о герое" - это специально разработанный нами текст, благодаря которому ребёнок систематизирует ранее полученные знания, совершает рефлексивную деятельность, активизирует ассоциативные ряды связей и поддерживает их разнообразными вариантами зрительной, слуховой, игровой наглядности, обогащает вновь возникающие образы воспоминаниями о своём личном опыте, приобретённым за эти годы в семье и в группе. Но если в младшей группе, Вам нужно было удивить детей предметом, то теперь знанием, поэтому рассказ воспитателя - это театр одного актера-исполнителя.
    Готовность детей к пониманию "сказания" - результат длительной работы педагога ДО занятия. Все знания надо давать капельками, как конфетку, которую нельзя глотать, нужно долго сосать..., обсасывать. А если конфеты одну за другой едят, тогда приторно сладко, теряется вкус, так же произойдёт и с информацией. Когда её станет слишком много, то может утратиться интерес, её будет трудно усваивать... Поэтому Вам предстоит неоднократно вне занятий в свободные минутки разными средствами, причём малыми "капельками", "шажками" открывать историю о героях планеты.
    Что нас беспокоит? Ваше отношение к истории и её участникам, героям наших сказаний. Совершенно очевидно, что никакие сценарии не будут реализованы, если Вы сами не увлечётесь личностью того человека, с которым мы советуем знакомить. Это первое. Поэтому, узнав, что планируется ознакомление, например, с П.С. Нахимовым, обратитесь в библиотеку и почитайте всё, что написано. Но важно не просто прочесть, а надо влюбиться в этого героя. Как только придёт к Вам это чувство, так сразу найдёте слова и интонации, воздействующие так же эмоционально и на детей.
    Второе. Любая речь без иллюстрации на дошкольника эмоционально не действует. Поэтому нужно подготовить иллюстрации и всё то, что может ребёнок своими руками рассмотреть, пощупать, чтобы представить то состояние, в котором находился герой. Его фантазия создаст то поле, которое позволит ему проникнуть в атмосферу, как бы поставив себя на место героя.
    Третье. А давайте спросим себя: зачем мы читаем о героях? Зачем читаем сказки, пережива-ем за какого-то героя, сочувствуем ему?! Очевидно, мы так устроены, что нам нужен образец, на который мы равняемся?! Взрослый человек и тот выбирает кого-то, кому подражает, определяет своим "кумиром"...
    Так сложилось в народе, что пересказ любого подвига передается из уст в уста как сказание, сказка, былина, миф, легенда...! Человек выходит за пределы реальной жизни. Ведь когда дети слушают сказку, они ставят себя на место героя...
    Чего мы боимся, предлагая такие разговоры? Излишней внешне выраженной восторженности без переживания Вами должного отношения! Ваша неискренность породит равнодушие у детей. Поэтому все зависит от того, КАК расскажешь и ЧТО покажешь!
    Вот, например, подготовка к слушанию сказания о П.Нахимове. Сначала Вам предстоит дать информацию о том, что было время, когда маяков не было, а корабли были... (Разработка В.Т. Ивановой)
    Через некоторое время.
    В.: А ...как же корабли ходили тогда...? Выходили и сразу на мель? (Нет, они днем идут, всё видно, выбирают дорогу, кто дальше от берега. кто ближе...)
    А если не рассуждают.
    В.: Ну, так уж нужно было кораблям ходить...? С какого места по какое они ходили? С одного города до дру-гого... Да, один город в лесу, другой на горе.. Они так и ходят из леса в гору...(И нет... Если город на берегу мо-ря...)
    В.: А, если один город на берегу моря и другой тоже, тогда корабль идёт по морю из одного города в другой...
    Хорошо бы посмотреть на карте...
    В.: Вот синий цвет обозначает, что это очень глубокое место в море, а здесь цвет светлее... поменьше глубина... А здесь, наверно, мели, рифы - подводные скалы... Вот штурман и выбирает маршрут... Хорошо, если днём ведёт корабль, а если ночью...?! Надо очень хорошо знать дорогу, чтобы не попасть на мель...
    В другой раз...
    В.: А как вы думаете, как люди догадались, что надо сделать маяк?! (Подумали ... выбрали материал... (мысль будет соответствовать знанию модели труда). Ну, если и задумывать не умели?! Значит, не умели делать маяки, раз их не было, а они нужны..?! Часто получается так, что открытие случайно происходит... Ну, вот какой случай мог бы помочь в открытии необходимости маяка?
    Рассуждайте с детьми...
    В.: Маяк это сигнал световой..., который предупреждает: "Не ходи близко, около берега мелко". Или: "Иди сюда, здесь удобная бухта", такое может быть?! Электричества же не было конечно, даже ведь керосина не было...
    Дайте возможность порассуждать, делайте паузы....
    В.: А кто из вас с папой ходил в туристический поход? А вы костёр разжигали?
    Дети раскрывают свой опыт.
    В.: Конечно, костёр, первое, что научился делать человек, когда открыл огонь, научился его добывать...
    И теперь те, кто следил за Вашим рассуждением, кто хотел разо-браться с происхождением маяка, подойдет к Вам и спросит: "А маяк как появился?!"
    В.: А как ты думаешь? Что могло быть первым маяком для человека?! (Молчит). Ну, а почему, как ты думаешь, мы говорили про туристов, про костёр... или ты не слышал? (Слышал) Ну, ты, наверное, костёр ни разу не видел? (Видел). Ну, если видел, значит, плохо слушал. (Я слушал) Значит, плохо думаешь.
    Ребёнок хочет получить готовый ответ, а нам важно, чтобы он рассуждал, думал, чтобы фантазия заработала. Надо, чтобы он сам открыл знание, используя ранее приобретённый опыт.
    Спустя время, на прогулке, бегают, перевозбудились... Зачем его к себе подзывать, чтобы нотации читать? Нет, для того, чтобы был интересный разговор, и тогда он отдохнёт от бега!
    В.: Так это ты догадался, как люди открыли маяк? (Нет, это Костя). Костя?! А я думала ты...(жаль, что ошиблась)... А это всё Костя сказал, что корабль шёлшёл морем, наступила ночь. Увидел огонёк и пошёл на него... А это был костёр...(А маяк - это и не костёр...) Конечно, костёр на земле и не виден, а вот поднять повыше, так и видно...(А я понял, как сделали маяк..). А ты можешь построить маяк, тогда корабли будут проходить, на мель не сядут... А то вон видишь, как мелко...
    Вокруг этого развёртывается игра: бухта, корабли... А если построят несколько песчаных или снежных комков, поставят в любую форму цветную воду, она замёрзнет, и из неё может получиться фонарь маяка.
    Вот после того, как маяк вот так будет использован в игре, дети сумеют представить, что сделал Нахимов, почему ему удалось спасти эскадру. За фразой " получил пеленг маяка" будет стоять образ того маяка, который они, играя, соорудили и пытались им действовать. И они, как бы пройдут путь от открытия маяка как изобретения человека, и до его службы! Вот тогда и восприятие рассказа о подвиге Нахимова станет эмоциональным. Нам ведь не нужна научная точность, об этом они узнают в школе. А нам надо показать, как бы путь человеческой мысли, путь открытия нового и использования этих новых знаний для человека...
    То есть до встречи на занятии надо подготовить опыт детей так, чтобы рассказ воспитателя с привлечением наглядного материала стал ЧУДОМ.
    Эти рассказы должны, конечно, звучать в семье. К ним должно быть проявлено уважительное, заинтересованное отношение со стороны родителей. Именно в семье ребёнок должен почувствовать, что родители уважают историю, защищают Родину    Итак, познакомившись с конкретными примерами того, как мы предлагаем сложную научную систему внедрить в практику Вашей работы, вернёмся опять к размышлению о научных основах данного направления Вашей деятельности. Давайте поразмышляем над тем, чем же ещё похожи между собой по своему значению для развития детей и "Посиделки", и "Ситуация с развивающейся интригой", и "Сказание"?!    Шестилетний дошкольник, занимаясь философствованием, во-первых, начинает использовать самый сложный тип человеческого мышления - дискурсивное, благодаря которому происходит восхождение к конкретному, то есть, частное и единичное рассматривается им как проявление всеобщего (С.Л. Рубинштейн, А.Я.Пономарёв).
    Во-вторых, полноценный процесс мышления во время применения этих средств характери-зуется тем, что возникновение неясных знаний, догадок, вопросов, обгоняет процесс формирования и развития ясных знаний. В этом суть самостимуляции, саморазвития процесса мышления. Мышление начинается с преодоления кажущейся ясности и точности части своих знаний, осознания их неполноты, неопределенности и противоречивости.
    Интересно вслушаться в риторические вопросы, которые сам себе будет задавать ребёнок в ходе размышлений. Существует закономерная связь между структурой имеющихся у ребёнка знаний и спецификой вопросов: определённая структура знаний достаточно жестко обусловливает типы детских вопросов.
   В-третьих, в процессе и диалога, и рассказа, и специально созданной проблемной ситуации обязательно должна возникать, и мы очень надеемся, что Вам это удастся, такая проблемная ситуация, устанавливая и разрешая которую, ребёнок или все участники философствования будут смеяться. Смех - очень важный показатель рефлексивного стиля мышления и владения категориальными представлениями, верное свидетельство её понимания. Ведь то, что Вашим воспитанникам покажется смешным, окажется не просто радостью понимания, а радостью "понимания непонимания", понимание чьей-то несостоятельности (вспомните, хотя бы их реакции на Мишку, Незнайку). Ниспровергая одни и утверждая другие ценности и нормы, смех сплачивает смеющихся ребят между собой и с Вами, отделяет всех от объекта смеха тем, что вдруг осмысливается по-новому действительность и своё место в ней. Подчас будет и так, что смех окажется направленным и на самого смеющегося. Но ведь давно уже известно, что смеяться над собой не только не странно, но и весьма полезно, он побуждает добровольно занять определенную нравственную позицию, что очень важно для развития Вашего воспитанника как индивидуальности, более того достигается глубокая, тонкая, эмоционально окрашенная гармония социального и индивидуального.
    Если уж мы в младших группах привлекали Ваше внимание к смеху детей в процессе занятия как к одному из наиважнейших показателей высокого уровня готовности к фронтальной форме обучения, то теперь в подготовительной, смех должен постоянно сопровождать любые режимные моменты, а не только занятия, потому что процессы самообслужива-ния уже не требуют такой погруженности в деятельность, которую испытывали дети в предыдущих группах. Бытовые деятельности (умывание, одевание, уборка игрушек и т.п.) должны идти на "полуавтомате", но зато для обогащения развития интеллектуальной культуры это время бесценное. Ну, а, кроме того, безграничные возможности таит в себе время прогулки, время для индивидуального общения утром, дневное время работы сменщицы и вечернее время после прогулки. В часы игры и индивидуальных занятий, когда все найдут себе дело по душе, кому-то самым заманчивым покажется философствование с Вами.
    И, наконец, важно ещё обратить Ваше внимание на то, что успех внедрения данной технологии так же предопределяется тем, как Вы освоите главное средство, характеризующее профессионализм творчества специалиста данной профессии - как Вы овладеете наукой "Инноватикой" и ведущим её понятием "Лесенкой успеха". (Н.М. Крылова).
    Этой метафорой мы обозначаем любой вид деятельности, которой будет овладевать при содействии воспитателя ребёнок, с одной стороны, и сам воспитатель, осваивающий искусство актера при исполнении роли на каждой из её ступенек.
    Вы уже многократно испытали радость, работая на основе "Лесенки успеха", когда вводили детей в новые миры практических видов деятельности и содействовали восхождению ими до уровня творчества, проявлению таланта, индивидуально неповторимого стиля их исполнения.
    Но теперь, особый мир - МИР ЗНАНИЯ, деятельность проникновения в знание о знании этого мира и самооценка себя на основе рефлексии, как знатока или незнайки этого знания. Поэтому здесь Вам потребуются новые умения и новый прилив энергии для проявления терпения, настойчивости, творчества в последовательном осуществлении нашей технологии содействия обогащению развития дара философствования и как следствия его у каждого воспитанника потребности учиться!
 
                                               М. Монтень
Как часто у Ваших шестилетних воспитанников спрашивают: "Зачем ты пойдёшь в школу?" А они отвечают: "Чтобы учиться". Их просят объяснить: "Зачем надо учиться?!" И первое, что звучит: "Чтобы получать пятёрки... Чтобы быть умным... Чтобы маму не огорчать" и т.п.
    Как Вы думаете, долго ли подобные мотивы будут поддерживать ребёнка в преодолении им трудностей школьного ежедневного труда?! К.Д. Ушинский сформулировал точно ответ на этот вопрос. Он писал:
    "Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или иные познания, но развить в нём желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения". (Избр. пед.соч. Т.П.- М.,1953, с. 539).
    Отечественными психологами уже давно установлено, что развитие потребности учиться обусловливается взаимосвязанными линиями развития у дошкольников двух видов сознания: предметного сознания и самосознания.
    Предметное сознание (по данным Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой, Н.М.Крыловой, Н.Н. Кондратьевой и др.) может у ребёнка к шести годам достигнуть уровня оперирования категориальными представлениями в форме наглядно-образной и схематизированной модели, а также мысленного моделирования (о структуре деятельности, о пространстве, времени, движении и покое, об изменении и развитии, живом и неживом, о количестве, множестве и числе, о тру-де как о системе взаимосвязанных компонентов и т.д.). Категориальные представления, (по данным Н.Н. Поддьякова), освоенные воспитанником, обогащают развитие его рефлексивной деятельно-сти и выполняют в этом процессе несколько функций: они - своеобразная для него методология познавательной деятельности, которая реализуется при ознакомлении с различными предметами и явлениями; они - средство вычленения фундаментальных отношений действительности; они - основа формирования общих интеллектуальных способностей.
    Самосознание (рефлексия или самопознание и самооценка) у шестилетнего воспитанника (в условиях специально организованного обучения), благодаря процессу диалектического развития форм его деятельности (игры, труда учения) получает мощный обогащающий его импульс, ибо значительно возрастает роль рефлексии, которая превращается в многостороннюю деятельность.
    Рефлексия как многосторонняя деятельность направлена, прежде всего, на познание себя, анализ своего мира;
    - от анализа своего мира к анализу своего места в этом мире,
    - от рефлексии над своими действиями, их мотивами, смыслом
    к анализу своих замыслов, стремлений и возможностей в том числе и таких, как потребность учиться! (В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.В. Столин и др.).
   Особое значение для развития потребности учиться имеет рефлексия замысла. Она, как главный механизм обогащения развития интеллектуальной культуры, творческого мышления человека, выполняет роль системообразующего фактора организации когнитивной сферы ребёнка.
    Овладение этим умением ведёт ребёнка к тому, что каждое знание, осознаваемое им как новое, превращается не просто в его собственное знание, а в его переживание и сопереживание, во внутреннее побуждение, мотивацию действий. Умение осуществлять рефлексию замысла характеризует уровень развития ребёнка как личности, способной к выбору на основе предвосхищения последствий результата деятельности. (Б.Г.Ананьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, и др.).
    Значит, Вам нужно понять, что философствование шестилетнего ребёнка как новый способ познания окружающего мира и себя в нём - результат системы воспитания, которую мы представили в технологии для младшей, средней и старшей групп "Детский сад - дом радости" (перечитайте нашу статью в ноябрьских книгах для подготовительной группы). Но и одновременно, возникшая у Ваших воспитанников потребность в философии - это "старт" для открытия принципиально новых возможностей у детей подготовительной группы.
    На какие показатели духовного развития воспитанников в "Детском саду - доме радости" будем ориентироваться, чтобы адекватно оценивать эффективность педагогического процесса, осуществлённого на основе технологии?!
    Овладев особой формой знания, в которой отражается взаимоСОдействие (П.К. Анохин) двух видов сознания, шестилетнему ребёнку становится доступным использовать его как условие и средство выработки способности и умения принимать самостоятельные решения, критически относиться к достигнутым знаниям, творчески переосмысливать то, что имеется. И всё это обуславливает развитие в нём потребности учиться!
    Однако ни одной разработки в отечественной литературе, раскрывающей технологию внедрения этих удивительных открытий отечественных психологов в практику работы воспитате-лей, мы не нашли, а переводные материалы зарубежной технологии нас не удовлетворили.
Поэтому в книгах "Детский сад - дом радости" (Н.М. Крыловой, В.Т. Ивановой) сделана попытка выстроить это направление работы как Технологию - научный проект внедрения системы в практику с заранее заданными показателями эффективности - используя, с одной стороны, богатейший опыт воспитателя-новатора В.Т. Ивановой в проведении своих воспитанников по пути открытия ими радости философствования и обретения интеллектуальной культуры, а с другой, материалы глубоких и тонких научных исследований, проводимых в течение последнего тридцатилетия (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Я.А Пономарёв, В.В. Столин, Н.И. Непомнящая, В.А. Венгер, В.И. Логинова, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина и др.).
    Мы включили в технологию разработку сценариев (драматургии) трёх средств, применяе-мых для людей любого возраста к решению этой задачи:

 
Дом Радости, 1985 - 2017
Дизайн и программирование UGmedia.biz